Наказание реки волги предания краткое содержание

Жители волжских городов отмечают ежегодно

День Волги. Давно развивается туризм на Волге, российские изарубежные туристы знакомятся с природой реки, историей, культурой и архитектурой волжских городов в районах: верхняя Волга, средняя Волга, нижняя Волга.

О Великой Волге уже в далекие древние времена, люди складывали легенды и сказания. Это легенды о самой Волге и ее притоках, о Каспии, куда впадает Волга. В легендах и сказаниях прославляли люди красоту и мощь, силу и работу великой реки, с ней связывали свои надежды.

В древних легендах люди обожествляли как саму Волгу и ее исток.

Про исток Волги

Начало Волги издавна манило людей, казалось чудесным и загадочным. Бродившие по Руси странники рассказывали о волжском истоке легенды, поражающие воображение.


Инфоinfo
Повел свою рать Каспий на земли Рава. Далеко зашел.

А Рав тем временем не стал дожидаться, пока злой Каспий иссушит суховеями его земли, переломает бурями леса и сам вышел навстречу Каспию. Долго бились богатыри, но ни на шаг не отступил Рав.

А Каспий пядь за пядью все пятился и, наконец, загнал его Рав в огромную глубокую впадину. Вокруг были горы каменные и больше некуда Каспию деваться.


Вниманиеattention
Тут-то Рав и ранил в грудь Каспия. Полилась из груди Капия не кровь, а иссиня-зеленая вода. Набралось столько воды, что она заполнила всю впадину. Тут подул ветер, забегали крутые волны. Каспий негодовал и бунтовал.

Позже это огромное скопление воды люди назвали морем Каспия, или Каспийским морем.


Оно во всем похоже на своего прародителя: хмурое, суровое. А начнет оно буйствовать, то огромные волны из стороны в сторону мечутся.

Наказание реки волги предания краткое содержание

Важноimportant
Здесь же он написал, что, по древнему восточному сказанию, «Сам также на берегах Волги смерть нашел».

Таким образом, по библейскому сказанию, от волжских и самарских берегов на юго-восток, в Закаспии и Азии, располагался обширный удел Сама. Его пределы помечены географическими объектами, в названиях которых заметно видны совпадения с именем библейского Сама. Эта номинативная действительность за Волгой просматривается начиная от реки Самары далеко на юго-восток, включая и страны Азии.


Здесь топоним «Сам» самостоятельно и в составе сложных собственных имен встречается нередко. Его проявление исторически глубокое, устойчивое и по времени определяется десятками веков.

Например, городу Самарканду (Самар+канд) более 2500 лет. По преданию, его основал и назвал своим именем некий правитель Шамар (Самар).

Ты лелеял еси на себе Святое лав ли насады (ладьи)… възлелей, господине, мою ладу (моего мужа) к мне, а бых не слала к нему слез на море рано».

Это ключи самородные, они всегда уважались народом русским; их можно насчитать у нас множество. Подмосковные Мытные Селища (Мытищи) также находились при студенцах; тамбовский город Липецк примкнул к студенцу с живою, целительною водою. В иных местах целые озера назывались святыми студенцами.

Булгарин прав, догадываясь, что тут-то и была наша сказочная живая и мертвая водица.

Подобные святые озера есть под Москвою (как, например, Косинское) и во многих других местах России. На этих всех студенцах совершались разные обряды, начало которых относится, по-видимому, к временам доисторическим. Воды этих же источников всегда считались целительными.

Недужные, омывшись такою водою, кидают в нее кольца, серьги, деньги.

Приближение караванов к реке, естественно, вызывало у людей оживление и радость. Приведённое выше арабское — «Сурра мин раа» (Самарра) было тут весьма кстати. Отсюда якобы и пошло название реки Самары.

Однако легенда не имеет под собой научной основы и, несомненно, является простым домыслом.
Но в ней отражена связь названия реки с природно-климатическими особенностями края. Видимо, здесь и лежи ключ к разгадке происхождения и значения названия реки Самары.

Общая историческая картина происхождения названия реки Самара.

За изложенным библейским сказанием, русскими преданиями, легендами следуют и факты исторической действительности Самарского края — его природные и климатические явления.

В самом начале было сказано, что более тысячи лет назад араб Ибн-Фадлан, переправляясь через реку, назвал ее «Самур».

Она проработала до 1970-х годов – до создания единой энергетической сети.

46 км – длина реки

В 500 метрах от устья находится заповедник «Иднакар»

25 м – максимальная ширина русла реки

udmurt.media

О названии реки Самара — Сайт kvgsam!

У с. Кариновка Переволоцкого района Оренбургской области, в балке, заросшей берёзовым лесом находиться Каменный родник. Это исток реки Самара, давшей название нашему городу.

Начинаясь небольшим родником, река течёт на юг, затем около п. Переволоцкий поворачивает на запад, принимает в себя множество ручьёв и речек. С покойно и тихо течет река Самара по беспредельным степям луговой стороны Волги.

Название реки не русское, весьма древнее.

В арабских источниках река упоминается в 922 г.

В мае того далекого года в пределы Булгарии вступил большой посольский караван арабов.

Это был левый приток Волги — река Самара, которая в середине XVI века на карте (1562 г.) Дженкинсона обозначена под названием «Самар». Но в 1627 г. «Книга, глаголемая Большой Чертеж» именует реку «Самара». Вероятно, в это время к названию, как гидрониму женского рода, сделано русское приращение литеры «а» и река получила наименование Самара.

Истории известно, что в разные времена Среднее Поволжье населяли булгары, мордва, буртасы, угры, венгры, печенеги и другие племена.
Эти люди имели экономические и культурные связи с арабами, иранцами, китайцами, монголами и другими народами. восточных государств.

Напившись святой водицы из озера, которое неустанно колышется, и, отдохнув от пешего хождения, верующие идут с домашними образами, со старопечатными требниками и новыми псалтирями, молиться к холму, который возвышается на юго-западном берегу озера. Разделившись в молитве на отдельные кучки, молятся тут до тех пор, пока не одолеет дремота и не склонит ко сну. На зыбких болотистых берегах вкушают все сладкий сон, — с верою, что здешняя трясина убаюкивает, как малых детей в люльке, и с надеждою, что, если приложить к земле на холме ухо, то послышится торжественный благовест и ликующий звон подземных колоколов.

И живут в этих райских местах добрые, святые люди».

При всей наивности наши пращуры были во многом правы. Горы — это Валдайская возвышенность. Здесь шумит древнейший русский лес, первое упоминание о котором мы находим в «Повести временных лет»: «Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса вытекает и течет на север. Из того же леса вытекает Волга на восток.

«.

Финны в древности назвали этот лес очень точно — Лес рек. Природа, будто нарочно оберегая истоки рождения былинной реки, постаралась подальше скрыть начало Волги между большими и малыми озерами в глухих лесах и болотах.

Однако уже в средние века, «на многих средневековых картах известного тогда мира мы встречаемся с представлением о выходе больших рек Восточной Европы, в том числе и Волги, из озер, и именно из одного большого озера или нескольких, стоящих между собой в связи».

Я про броды кониные, про мосточки калиновы,

Со броду кониного я беру по добру коню,

С перевозу частого по седелечку черкесскому,

Со мосточку калинова по удалому молодцу;

А тебя, безвременного молодца, —

Я и так пропущу.

Переправившись через реку, стал молодец глупым разумом похваляться: «Сказали про реку Смородину — не пройти, не проехати чрез нее ни пешему, ни конному; а она-то хуже дождевой лужи!» Пришлось возвращаться доброму молодцу, не нашел он брода кониного — потопила его река Смородина в своих глубоких омутах, а топила, — приговаривала: «Безвременный молодец! Не я топлю, топит тебя похвальба твоя!»

Когда князь Игорь ушел из половецкого плена и прибежал к Донцу, эта река (как повествует «Слово о полку Игореве») приветствовала его: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселия».

Его имя носила площадь (ныне площадь Революции), были в его честь улица и часовня. Дошло до наших дней и предание о том, как Алексий митрополит Московский, побывавший дважды в Золотой Орде, плывя по Волге, якобы выходил на ее левый берег и в Самарском урочище встречал «пустынника» из русских людей.

В этой связи в трудах известного исследователя заволжского края П. И. Рычкова, жившего в XVIII в. в Оренбургской губернии, написано, что ему казак, уроженец города Самары Иван Куприянов сын Могутов «муж пристарелой и достойной вероятия» рассказал — реку назвал Самарой русский человек, который встречался с митрополитом Алексием. Однако этот рассказ нельзя признать правдоподобным.

Митрополит Алексий действительно дважды (в 1357 и 1358 гг.) плавал в судах по Волге в Золотую Орду и по пути, особенно на Средней Волге, мог встречать русских людей.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас: